Торговые связи и торговые коммуникации в регионе Псковско-Чудского озера
Путь по реке Великой, Псковско-Чудскому озеру и реке Нарове в Балтику играл достаточно важную роль среди средневековых водных путей русского Северо-Запада. Разветвлённый бассейн реки Великой позволял выходить в Приильменье по Черехе и Шелони, в средние течения рек Ловати и Западной Двины и далее на магистральные водные пути – Волжский и Днепровский. Вместе с тем бассейн Псковско-Чудского озера по реке Нарва и системе Эмбах-Пярну был напрямую связан с Балтикой.
Выбор водных путей и интенсивность их эксплуатации зависели во многом от навигационных условий на них. В документах XIX в. имеются сведения о судоходстве по реке Великой от Выбутских порогов. Значительными препятствиями для прохождения судов были песчаные отмели (бары) в устье Великой, Эмбаха. Плавание по Псковско-Чудскому озеру, которое именовалось в псковских летописях как Великое, было опасно из-за частых ветров, открытого побережья, отсутствия удобных гаваней и укрытий от ветра. Наибольшую сложность представляла река Нарова – в её истоках и в устье имелись труднопроходимые песчаные отмели, в среднем течении от о. Верховского до деревни Отмут – каменистые пороги, протяженностью 9,5 км. Названия прибрежных поселений Переволок и Немецкий Переволок свидетельствуют о переволакивании здесь судов по суше. Полностью непроходимым для судов был водопад на Нарове в её среднем течении.
Характерным для региона Псковско-Чудского озера является расположение поселений в местах удобных стоянок и в наиболее труднопроходимых участках плавания. Так на Великой и на Нарове наблюдается концентрация средневековых поселений вблизи Выбутских и Нарвских порогов.
Известно, что во второй половине XVIII в. сообщение по Псковско-Чудско-Наровскому пути осуществлялось следующим образом: суда, груженные на Великой, Псковском и Чудском озёрах доходили до Нарвского порога, а те, которые приходили в устье Наровы, разгружались на небольшие речные суда (павозки), доставлявшие товары в Нарву, служившую перевалочным пунктом. Эти суда доходили до водопада, откуда грузы транспортировались по суше в Нарву и далее на речных судах до устья, где происходила их перегрузка на морские корабли. Переволока судов в обход Нарвского водопада упоминается в 1685 г., когда шведский король Густав Адольф «…приказал из Нарвы сухим путем доставить, выше означенного водопада, разные суда, на которых можно было бы доставить в лагерь под Псков орудия, военные снаряды, продовольствие и другие вещи».
Другим вариантом водного пути, связывавшего Псковско-Чудское озеро с Балтикой, являлся путь по реке Эмбах – оз. Выртсъярв и через систему рек и озёр в р. Пярну и по ней в Финский залив. Известно, что в XVIII-XIX вв. по этому маршруту баржи проходили до самого Перновского порта (совр. Пярну).
Общая протяженность пути от Пскова до Нарвы, находящейся в 14 км от Финского залива, составляла 220-230 км, соответственно до устья Наровы – 234-244 км. Из них 94 км приходилось на плавание по рекам – 16 по великой и 78 – по Нарове. При поездках в Ревель необходимо было преодолеть ещё около 205 км по Финскому заливу. Протяжённость пути от Пскова до Дерпта составляла 147 км, из которых на Эмбах приходилось около 75 км.
Несомненно, прямой перенос современных условий плавания на средневековье был бы ошибочным, поскольку в гидрографии любого региона происходят значительные изменения во времени. Конфигурация Псковско-Чудского озера, судя по данным геологов и подводно-археологическим исследованиям, проведенным на месте Ледового побоища, значительно изменилась. Часть прибрежных территорий в центральной части Тёплого озера оказалась затоплена. Следовательно, ранее это узкое озеро было чем-то вроде пролива, что облегчало контроль за проходом по нему судов.
В средневековых документах имеется информация, позволяющая получить общее представление о сроках прохождения отдельных участков рассматриваемых водных путей в средневековье. Описанная в псковских летописях под 1473 г. встреча псковичами будущей русской царицы Софьи Палеолог, ехавшей через Ревель в Москву, содержит такого рода информацию. Встреча произошла на «Измене» (Узмень, современное местечко Мехикорма), куда она прибыла, вероятно, по сухопутной дороге. Встречающие выехали из Пскова «в субботу в 10 день» и приехали «перед обедом в неделю в 11 день на Измень». На обратном пути с Софьей движение осуществлялось, естественно, медленнее, с двумя ночёвками «на Скертове» и «в Устьях», с 11 по 13. Таким образом, плавание от Пскова до Узмени, пролива, соединяющего Псковское и Тёплое озёра, находящегося на удалении около 75 км, занимало по времени одни сутки. Совершалось оно на «насадах великих», по другой версии «на ускуях», снаряжённых от каждого из шести городских концов. При такой скорости движения, чтобы достичь Дерпта, в условиях плавания против течения Эмбаха, требовалось около 3-4 суток.